Национальная система реагирования на аварийные разливы нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации

Организационная структура Единой государственной системы (РСЧС) и функциональной подсистемы ЛРН в рамках РСЧС

Согласно российскому законодательству разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации (ЧС). Поэтому организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в РФ осуществляется в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

В РСЧС создаются функциональные и территориальные подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС. Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и уполномоченными организациями в соответствии с их государственными функциями. Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (ПП РФ № 794 от 30.12.2003 г.).

Функциональная подсистема организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности (Функциональная подсистема ЛРН) создана Министерством транспорта РФ (Минтранс России) в рамках РСЧС. На Минтранс России в лице Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) и его региональных подразделений возложена государственная функция по организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море. Минтранс России и Росморречфлот являются также компетентными национальными органами, ответственными за обеспечение готовности и реагирование на случай загрязнения нефтью, в соответствии с требованием Международной конвенции БЗНС/OPRC-90 (ПП РФ № 794 от 30.12.2003 г., ПП РФ № 607 от 23.07.2009 г., ПП РФ № 53 от 06.04.2009 г.).

Функциональная подсистема ЛРН в море действует на федеральном, региональном и объектовом уровне в рамках РСЧС. При этом «региональный уровень» означает «в пределах территории субъекта РФ», а «объектовый» - «в рамках организаций, осуществляющих добычу, транспортировку, переработку и хранение нефти и нефтепродуктов».

Целями деятельности функциональной подсистемы ЛРН являются предотвращение (снижение риска возникновения) ЧС, обусловленных возможными разливами нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности и эффективное применение сил и средств при локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море.

Для достижения обозначенных целей функциональная подсистема ЛРН выполняет ряд задач, а именно:

  • планирование и организация работ и мероприятий по предупреждению и ЛРН в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;
  • организация разработки и реализации плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на море (план ЛРН) на федеральном уровне, региональных (бассейновых) планов ЛРН, планов ЛРН администраций морских портов;
  • согласование и утверждение в установленном порядке планов ЛРН организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваториях;
  • организация подготовки морских аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (АСФ(н)) и спасателей к действиям по ЛРН;
  • участие в аттестации в установленном порядке морских АСФ(н);
  • поддержание в готовности сил и средств АСФ(н) и организация их применения;
  • планирование и организация взаимодействия с АСФ(н) других федеральных органов исполнительной власти с учетом их дислокации;
  • контроль за состоянием технических средств ЛРН и готовностью АСФ(н), находящихся в ведении Росморречфлота;
  • совершенствование и развитие функциональной подсистемы, оснащение ее современными специализированными судами и техническими средствами;
  • оказание методической помощи организациям в области охраны морской среды и обеспечение выполнения ими национального законодательства и обязательств по международным договорам в этой области;
  • реализация двусторонних и многосторонних международных договоров о сотрудничестве в борьбе с загрязнениями моря нефтью и нефтепродуктами;
  • участие в подготовке нормативных правовых актов в области предупреждения и ЛРН в море;
  • организация мониторинга за загрязнением ОС на объектах морского транспорта и объектах организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваториях;
  • определение мест убежищ для судов, осуществляющих транспортировку нефти, и терпящих бедствие в море.

Органы управления, силы и средства РСЧС и функциональной подсистемы ЛРН

Система РСЧС объединяет органы управления, силы и средства функциональных подсистем, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, в том числе разливов нефти и нефтепродуктов (ПП РФ № 794 от 30.12.2003 г.).

Деятельность функциональной подсистемы ЛРН в рамках РСЧС основана на взаимодействии органов управления и сил организаций, находящихся в ведении Росморречфлота, с организациями независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов на морских акваториях, и иными организациями, в полномочия которых входит решение задач по предупреждению и ЛРН в море.

Руководство РСЧС осуществляет Правительство РФ. Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках РСЧС осуществляет МЧС России. Общее руководство функциональной подсистемой осуществляет Росморречфлот. Контроль за соблюдением законодательства в области ЛРН в море и готовностью к применению сил и средств функциональной подсистемы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (далее – Ространснадзор).

На каждом уровне РСЧС и функциональной подсистемы ЛРН создаются следующие органы управления и силы:

  • координационные органы;
  • постоянно действующие органы управления;
  • органы повседневного управления;
  • силы и средства;
  • резервы финансовых и материальных ресурсов;
  • системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Органы управления функциональной подсистемы ЛРН на федеральном уровне представлены в  таб. 2.1.

Таблица 2.1. Органы управления функциональной подсистемы ЛРН на федеральном уровне 

Орган управленияРСЧСФункциональная подсистема ЛРН в море
Координационный органПравительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ОПБ)КЧС Росморречфлота
Постоянно действующий орган управления МЧС РоссииРосморречфлот
Орган повседневного управленияНациональный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС), центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), информационные центры (ИЦ)ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» и Государственный морской спасательно - координационный центр (ГМСКЦ)

Органы управления функциональной подсистемы ЛРН на региональном уровне представлены в таб. 2.2.

Таблица 2.2. Органы управления функциональной подсистемы ЛРН на региональном уровне

Орган управленияРСЧСФункциональная подсистема ЛРН в море
Координационный органКЧС и ОПБ органа исполнительной власти субъекта РФКЧС Росморречфлота
Постоянно действующий орган управления Территориальные органы МЧС России по субъектам РФ (Главные управления МЧС России)Филиалы ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота»
Орган повседневного управленияЦУКС главных управлений МЧС России по субъектам РФ, ИЦ, дежурно - диспетчерские службы (ДДС) органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов ФОИВМорские спасательно - координационные центры (МСКЦ), морские спасательные подцентры (МСПЦ) и диспетчерские службы БАСУ и УАСПТР

Органы управления функциональной подсистемы ЛРН на объектовом уровне представлены в  таб. 2.3.

Таблица 2.3. Органы управления функциональной подсистемы ЛРН на объектовом уровне

Орган управленияРСЧСФункциональная подсистема ЛРН в море
Координационный органКЧС организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваторияхКЧС организаций, находящихся в ведении Росморречфлота, КЧС организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваториях
Постоянно действующий орган управленияСтруктурные подразделения организаций, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧСАдминистрации морских портов в зонах ответственности морских портов, ФГУП «Росморпорт» и его филиалы на своих объектах
Орган повседневного управленияДежурно-диспетчерские службы организаций, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваторияхДежурно-диспетчерские службы организаций морского транспорта, морских портов, филиалов ФГУП «Росморпорт», судоходных компаний и других организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваториях

Силы и средства РСЧС и функциональной подсистемы ЛРН в море в рамках РСЧС и порядок их привлечения

К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС. В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации (силы постоянной готовности) [ПП РФ № 794 от 30.12.2003 г.].

Основу сил и средств постоянной готовности функциональной подсистемы ЛРН в море составляют морские профессиональные АСФ(н) ФБУ «Морспасслужба Росморрефлота», силы и средства которых базируются в 9 филиалах: Балтийском, Северного, Приморском, Сахалинском, Камчатском, Каспийском, Архангельском, Азово-Черноморском, Калининградском.

К силам и средствам функциональной подсистемы ЛРН в море относятся имеющиеся в составе филиалов многоцелевые, спасательные и специализированные суда, катера и плавсредства, предназначенные для работ по ЛРН, морские специализированные подразделения (далее – МСП), укомплектованные подготовленным и аттестованным в установленном порядке персоналом и оснащенные оборудованием и техническими средствами ЛРН в море, а также силы и средства собственных или привлекаемых по договору морских профессиональных АСФ(н) организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваториях, привлекаемых к мероприятиям по ЛРН в соответствии с планами по предупреждению и ЛРН в море.

Для оперативного реагирования на разливы нефти на морских бассейнах, в филиалах ФБУ «Морспасслужба Росморрефлота», а также в морских портах организуется круглосуточное дежурство сил и средств ЛРН. В зоне ответственности каждого филиала на дежурстве находится многоцелевое спасательное судно или буксирно-спасательное судно с оборудованием ЛРН, МСП по ЛРН с соответствующим оборудованием, вспомогательные суда и плавсредства.

Применение сил и средств функциональной подсистемы ЛРН в море осуществляется на основе специально разрабатываемых планов ЛРН, а именно:

  • федерального плана - при разливах нефти и нефтепродуктов федерального уровня, которым предусматривается возможное перемещение ресурсов ЛРН с одного морского бассейна (региона) на другой, а также привлечение международных ресурсов;
  • региональных планов - при разливах нефти и нефтепродуктов регионального уровня, которыми предусматривается возможность использования ресурсов ЛРН соответствующего региона (бассейна), основу которых представляют силы и средства соответствующего филиала ФБУ «Морспасслужба Росморрефлота»;
  • планов администраций морских портов - при разливах нефти и нефтепродуктов в зонах ответственности соответствующих администраций морских портов;
  • планов ЛРН организаций - при разливах нефти и нефтепродуктов на объектах организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов на морских акваториях (приказ Минтранса России № 53 от 06.04.2009 г.).

ФБУ «Морспасслужба Росморрефлота» организует и контролирует обеспечение силами и средствами своих филиалов обеспечение аварийно-спасательной готовности и готовности к ЛРН на морских бассейнах, устанавливает уровень этой готовности, организует и контролирует проведение работ по ЛРН в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности.

МЧС России координирует деятельность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории РФ. Главные управления МЧС России координируют деятельность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов РФ (ПП РФ № 794 от 30.12.2003 г.). 

Резервы финансовых и материальных ресурсов

Согласно российскому законодательству финансовое обеспечение функционирования РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества (ПП РФ № 794 от 30.12.2003 г.).

Организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваториях обязаны создавать резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ЛРН (ПП РФ № 240 от 15.04.2002 г.).

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств (ПП РФ № 794 от 30.12.2003 г.).

Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации ЧС из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ (ПП РФ № 794 от 30.12.2003 г.).

В целях оперативной ликвидации последствий ЧС МЧС России может использовать в установленном порядке целевой финансовый резерв по предупреждению и ликвидации последствий ЧС на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте (ПП РФ № 794 от 30.12.2003 г.).

Система связи, оповещения и информационного обеспечения

Согласно законодательству РФ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через СМИ, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших ЧС, о приемах и способах защиты населения от них.

Организацию информационного обеспечения функциональной подсистемы ЛРН в море осуществляют ГМСКЦ ФБУ «Морспасслужба Росморрефлота», МСКЦ и МСПЦ. Прием оповещений о разливах нефти и нефтепродуктов в море, связь судов с МСКЦ и МСПЦ, штабами руководства операциями при проведении операций по ЛРН в море, а также передачу судам информации по безопасности мореплавания обеспечивает глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности.

Организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваториях обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов.

Оповещение о загрязнении моря нефтью и нефтепродуктами производится в соответствии с Порядком сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера (ПП РФ № 334 от 24.03.1997 г.), а также Инструкцией о порядке передачи сообщений о загрязнении морской среды, утвержденной Минприроды России, Минтрансом России и Роскомрыболовства.

Схемы связи и оповещения при ЛРН, организация информационного обеспечения в зоне разлива нефти и нефтепродуктов, прогнозирования развития нефтяного загрязнения и ожидаемых его последствий предусматриваются в соответствующих планах ЛРН.

Взаимное оповещение соответствующих служб сопредельных государств о фактах нефтяного загрязнения и ходе проведения работ по ЛРН осуществляется в соответствии с действующими двусторонними и многосторонними международными договорами РФ по сотрудничеству в борьбе с загрязнением моря нефтью и нефтепродуктами.

Режимы деятельности органов управления, сил и средств функциональной подсистемы ЛРН

При отсутствии угрозы возникновения ЧС органы управления и силы функционируют в режиме повседневной деятельности, выполняя следующие мероприятия:

  • изучение состояния морского судоходства, деятельности, связанной нефтью и нефтепродуктами на морских акваториях, прогнозирование рисков разливов нефти в море;
  • сбор, обработка и обмен информацией в области охраны морской среды от разливов нефти, а также защиты населения и территорий от ЧС, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов;
  • планирование действий органов управления, сил и средств функциональной подсистемы ЛРН в море, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
  • несение аварийно-спасательной готовности к ЛРН;
  • организация работы по разработке, согласованию, утверждению и корректировке (переработке) соответствующих планов по предупреждению и ЛРН в море;
  • подготовка и обучение АСФ(н) и спасателей по вопросам предупреждения и ЛРН в море;
  • взаимодействие с АСФ других ФОИВ по вопросам предупреждения и ЛРН в море;
  • проведение учений по ЛРН;
  • международное сотрудничество в области охраны морской среды;
  • участие в работе ИМО и  международных региональных организаций;
  • пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от разливов нефти и нефтепродуктов;
  • руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЛРН в море;
  • разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по ЛРН на море;
  • ведение статистической отчетности о проведении операций по ЛРН, участие в расследовании причин аварий и катастроф на море, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов, а также выработка мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.

Помимо режима повседневной деятельности для органов управления и сил функциональной подсистемы ЛРН может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

  1. режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
  2. режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.

 В режиме повышенной готовности органами управления и силами функциональной подсистемы ЛРН проводятся следующие мероприятия:

  • усиление контроля за состоянием морского судоходства, деятельности, связанной нефтью и нефтепродуктами на морских акваториях, прогнозирование рисков разливов нефти и нефтепродуктов в море и их последствий;
  • введение круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил функциональной подсистемы на стационарных пунктах управления;
  • непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам функциональной подсистемы, заинтересованным органам власти и организациям данных о прогнозируемых разливах нефти и нефтепродуктов в море;
  • принятие оперативных мер по предупреждению и готовности к локализации разливов нефти и нефтепродуктов в море, снижению возможного ущерба в случае его возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования соответствующих организаций при разливах нефти и нефтепродуктов;
  • уточнение соответствующих планов по предупреждению и ЛРН в море;
  • приведение сил и средств функциональной подсистемы в готовность к реагированию на разливы нефти и нефтепродуктов на море, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действия;
  • восполнение резервов материальных ресурсов, созданных для ЛРН в море;
  • проведение эвакуационных мероприятий.

В режиме возникновения и ликвидации аварийного разлива нефти (в режиме ЧС) органами управления и силами функциональной подсистемы ЛРН проводятся следующие действия:

  • оповещение руководителей ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о разливе нефти и нефтепродуктов в море;
  • организация круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил функциональной подсистемы;
  • непрерывный контроль за состоянием морского судоходства, деятельности, связанной нефтью и нефтепродуктами на морских акваториях в районе ЧС;
  • прогнозирование распространения нефтяных загрязнений при разливах нефти и нефтепродуктов в море и их последствий;
  • организация работ по локализации и ЛРН в море и всестороннему обеспечению действий сил и средств функциональной подсистемы;
  • наращивание сил и средств в случае необходимости для ЛРН;
  • организация работ по защите особо уязвимых морских районов;
  • непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне разлива нефти и о ходе проведения работ по его ликвидации;
  • подготовка и обращение при необходимости за помощью к сопредельным государствам в рамках двусторонних и многосторонних международных договоров и соглашений РФ в области охраны морской среды;
  • поддержание непрерывного взаимодействия с заинтересованными органами исполнительной власти и организациями по вопросам ЛРН в море;
  • проведение мероприятий по жизнеобеспечению сотрудников при ЛРН.

При ЛРН в режиме ЧС на каждом уровне функциональной подсистемы создаются штабы руководства операцией (далее – ШРО), а именно:

  • на федеральном уровне – федеральный ШРО;
  • на региональном уровне – региональный ШРО;
  • на объектовом уровне – ШРО объектов морского транспорта и организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваториях.
Back to Top
Яндекс.Метрика