20 лет российско-норвежского сотрудничества по предупреждению и ликвидации разливов нефти в Баренцевом море. Итоги и перспективы.

Саркова Ольга Михайловна
Генеральный директор, ООО «Системы промышленной безопасности»

28 апреля 1994 года принято считать началом истории российско-норвежского сотрудничества в области охраны морской среды Баренцева моря от нефтеразливов, так как именно в этот день 20 лет назад было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о сотрудничестве в борьбе с загрязнением нефтью в Баренцевом море.

На тот момент между Россией и Норвегией уже было подписано Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 1992 года, которое заменило аналогичный договор между СССР и Норвегией от 1988 года. Тем не менее, защите морской среды Баренцева моря Стороны решили уделить особое внимание, поскольку любое значительное загрязнение в этом районе неизбежно создавало угрозу неблагоприятных экологических последствий для обоих государств.

На самом деле история сотрудничества России и Норвегии в области предотвращения загрязнения нефтью Баренцева моря началось еще в Советском Союзе. Первая советско-норвежская встреча, посвященная этому вопросу, состоялась в 1990 году в Норвегии, о чем свидетельствует уже ставший историческим «Протокол встречи первой советско-норвежской экспертной группы по вопросам загрязнения Баренцева моря нефтепродуктами, которая состоялась в Норвегии, г. Хортен с 13 по 17 февраля под покровительством объединенной комиссии по охране окружающей среды».

Повестка той первой встречи включала всего лишь три вопроса, а именно:

  1. «узнать друг друга»
  2. «познакомить друг друга с национальными организациями, ответственными за ликвидацию разливов нефти»
  3. «продемонстрировать технический и практический уровень по ликвидации нефтяных пятен».

Стороны договорились о регулярности встреч экспертной группы, составили план дальнейшей работы, приняли решение установить «прямую линию» связи для взаимных докладов о загрязнениях, а также высказали идею проведения совместных учений. Тогда же впервые прозвучала идея о необходимости создания совместного плана действий.

В сентябре того же года в Мурманске состоялась вторая встреча советско-норвежской экспертной группы, а уже в 1991 году состоялись первые совместные учения России и Норвегии по предупреждению нефтяных загрязнений и реагированию на разливы нефти в Баренцевом море. По результатам учений был разработан совместный план реагирования на случаи аварийного загрязнения морской среды.

Таким образом, подписание в 1994 году Соглашения между Россией и Норвегией о сотрудничестве в борьбе с загрязнением нефтью в Баренцевом море явилось результатом работы, начатой еще в 1990 году. Одновременно с подписанием Соглашения был подписан Совместный План чрезвычайных мер на случай загрязнения нефтью в Баренцевом море. План имеет статус официального документа, устанавливающего рамки сотрудничества компетентных национальных органов России и Норвегии, ответственных за обеспечение готовности и реагирование на случай загрязнения нефтью , включая организацию и проведение совместных учений и встреч Экспертной группы, которая с тех пор стала называться Группой совместного планирования.

Сегодня, спустя 20 лет, Россия и Норвегия демонстрируют стабильный и успешный пример межгосударственного сотрудничества и обмена профессиональным опытом в области защиты морской среды Баренцева моря от разливов нефти. Совместные учения и встречи Группы совместного планирования происходят ежегодно. Стороны проводят информационный обмен профессиональными данными, выполняют анализ и оценку завершенных учений и планирование следующих, поддерживают в актуальном состоянии Совместный План. На базе Северного филиала Морской спасательной службы  инструкторами Норвежской Береговой Администрации для российских специалистов регулярно проводятся курсы по ликвидации разливов нефти по программам, одобренным Международной морской организацией (ИМО).

Мировой опыт ликвидации последствий крупных разливов нефти, таких как, авария танкера «Эксон Валдез» у побережья Аляски в 1989 году, дает четкое понимание того, что сил и средств государственных компетентных органов, ответственных за реагирование на разливы нефти, в таких случаях, как правило, недостаточно. Реагирование на подобные инциденты, особенно в условиях Арктики, требует принятия комплексных инфраструктурных и технических решений административными структурами различных уровней, применения широкого спектра компетенций, включая научные исследования и разработку новых технологий, привлечения огромного количества людских и технических ресурсов, в том числе и государственных, и муниципальных, и общественных, и коммерческих, а также использования возможности трансграничного взаимодействия.

Понимание сложности поставленных задач и вызовов способствовало значительному расширению традиционных рамок российско-норвежского сотрудничества. Сегодня Россия и Норвегия также показывают яркий пример широкомасштабного взаимодействия в сфере охраны окружающей среды Арктики между региональными и муниципальными властями Мурманской области и Северной Норвегии, а также между общественными, научными и профессиональными коммерческими организациями.

За последнее десятилетие при поддержке Министерства Иностранных Дел Норвегии, Баренцева секретариата и Правительства Мурманской области был успешно реализован ряд инициатив и проектов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти в Арктической зоне, который имеет продолжение и  сегодня.

В августе 2013 года в Мурманске и Киркенесе состоялись знаковые российско-норвежские мероприятия в сфере ликвидации разливов нефти, в которых приняли участие государственные компетентные органы по ликвидации разливов нефти России и Норвегии, региональные и муниципальные власти Мурманской области и губернии Финнмарк, научные и общественные организаций и частные профессиональные компании, работающих области предупреждения и  ликвидации разливов нефти. Эти мероприятия были инициированы и организованы Норвежской Береговой Администрацией в сотрудничестве с Северным филиалом Морской спасательной службы, коммерческими компаниями «Системы промышленной безопасности» и «ЭкоСервис», при поддержке Министерства иностранных дел Норвегии, Правительства Мурманской области и Генерального консульства Королевства Норвегия в г. Мурманске. Они включали рабочий семинар на тему реагирования на разливы нефти в прибрежной зоне и очистки берега, обучающий курс по подготовке специалистов по ликвидации разливов нефти в прибрежной зоне по программе ИМО и совместные учения в городе Киркенес.

Учения в прибрежной зоне порта Киркенесе, пожалуй, впервые продемонстрировали совместную практическую работу государственных, муниципальных и частных аварийно-спасательных формирований по ликвидации разливов нефти Норвегии и России. В ходе учений была показана высокая профессиональная компетенция всех задействованных структур, и, вместе с тем, учения выявили ряд проблем и вопросов, которые необходимо решать и прорабатывать на случай возникновения реального инцидента, связанного с разливом нефти.

Очередные учения по реагированию на разливы нефти в прибрежной зоне запланированы на май 2014 года. В этот раз принимать учения будет Мурманск. И в этот раз рамки сотрудничества снова будут расширены, т.к. в учениях примет участие отряд специально подготовленных добровольцев под руководством Баренцевоморского отделения WWF, которые будут отрабатывать на берегу практические навыки.

Подводя итоги двух десятков лет российско-норвежского сотрудничества в области предупреждения и ликвидации разливов нефти в Баренцевом море, можно с уверенностью сказать, что оно имеет значительный положительный экономический и научный эффект для обеих стран, так как взаимно усиливает ресурсную составляющую реагирования на разливы нефти и расширяет наши возможности в поиске эффективных методов по реагированию на разливы в таком специфическом регионе, которым является Арктика, где традиционные методы зачастую не эффективны, и который требует от нас постоянного поиска новых решений.

Помимо этого сотрудничество имеет также и положительный социальный эффект, так как неизбежно влечет за собой позитивные изменения в отношении общества к вопросам сохранения окружающей среды по обе стороны границы. Расширяя взаимодействие за пределы официальных  государственных рамок, мы, так или иначе, смещаем акцент с исключительной ответственности государств за сохранение окружающей среды Арктики на личную ответственность каждого живущего здесь человека. И сегодня, в условиях нестабильной политической обстановки в мире мы должны правильно расставить приоритеты и не только не потерять результаты уникального опыта, полученного за прошедшие 20 лет, но придать новый импульс его дальнейшему развитию.

Будущее Арктики зависит от нашей совместной позиции сегодня, потому что, не смотря на огромную и плодотворную проделанную работу, нерешенных задач остается все еще очень много. Оставаясь на взаимной позиции добрососедства, задекларированной в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о сотрудничестве в борьбе с загрязнением нефтью в Баренцевом море от 1994 года, мы совместно должны сделать так, чтобы и нефтегазовая отрасль успешно развивалась по обе стороны границы, и наши воды и берега были чистыми и привлекательными для жизни.

Back to Top
Яндекс.Метрика